Комментарий. В. Узун. Главный плюс ВТО?

22 октября 2012


О том, что станет с российским АПК после вступления в ВТО сказано уже немало. Тем не менее, полной картины предстоящих изменений пока нет.

Николай Немчинов

Василий УзунО том, что станет с российским АПК после вступления в ВТО сказано уже немало. Тем не менее, полной картины предстоящих изменений пока нет.

Вероятные изменения в структуре рынка, механизмах государственной поддержки и влияния на потребительский рынок озвучили на семинаре специалисты центра агропродовольственной политики РАНХ.

Плюс от вступления в ВТО один, и он явно для потребителей, – считает главный научный сотрудник центра агропродовольственной политики, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Василий Узун.

Все остальное не столь явно.

По данным приведенным на семинаре, сумма совокупной поддержки по отношению к ВВП в России составляет 1,4%, в ЕС – 0,72%, в США – 0,91%. Однако в действительности ситуация несколько иная, говорят эксперты. Дело в том, что России по большей части продолжает оставаться аграрной страной, где сельское хозяйство играет роль, поэтому чтобы реально оценить положение, необходима рассчитывать из уровня совокупной поддержки на рубль продукции сельского хозяйства. В России этот показатель равняется 33,8%, в США – 66%, в ЕС – 42%. Как замечают специалисты эта ситуация гораздо ближе к действительности.

В структуре поддержки тоже не все просто. Здесь надо отметить, что механизмы развития аграрного сектора могут относиться к поддержке производителя, инфраструктуры, и потребителя.

Один из самых простых механизмов поддержки – финансирование производителя, в России развит довольно хорошо. Другое дело, что данный механизм, является крайне слабым стимулом для развития АПК в целом, и направлен скорее для точечного и кратковременного стимулирования отдельных регионов и предприятий. Специфика такой поддержки не требует развития научной базы, а ставит целью поддержание на плаву работы предприятия.

Кроме того, данный механизм полностью подпадает под определения «зеленой корзины», финансирование по которой по условиям ВТО должны быть сокращены до минимума. Здесь нет ничего удивительного, такие финансовые вливания не имеют под собой никакого основания и по сути дела являются попыткой заткнуть за счет денег техническое и моральное несовершенство отрасли. Все это ведет к искажению реальной цены продукции.

Впрочем, это не самое худшее; детальное рассмотрение источников финансирования дает право утверждать, что в российском АПК большая часть расходов покрывается конечным потребителем, а не государством.

«В ЕС затраты на долю бюджета составляют 87%, на долю населения приходится 13%. В США еще более демократичная ситуация – население платит 2% и 98% поступает за счет бюджетных средств. В России все наоборот. Основная часть средств на поддержку производителей ложится именно на конечного потребителя – 68,7%, остальное доплачивает государство», – заявляет Василий Узун.

Основным механизмом поддержки в России продолжает оставаться поддержание рыночных цен на высоком уровне. 51% всех денег полученных производителем происходят за счет поддержки рыночных цен, в ЕС это 15% в США – 5,9%, считает эксперт. Именно поэтому такой механизм как поддержки потребителей в России отсутствует в принципе. Как замечают участники рынка, в СССР подобная практика существовала, но ныне она канула в Лету, а вот в США на эти цели тратится до $38 млрд ежегодно.

В мире гораздо более действенным, а главное разрешенным условиями ВТО, механизмом является финансирование инфраструктуры: развитие дорог, коммуникаций, институтов, науки. В США на это тратится 50%. У нас же подобный сценарий весьма сомнителен, данная статья расходов составляет 15%.

«Думаю, вступление в ВТО приведет к тому, что цена продукции на полке снизится до общемировой. К этому приведет приток более дешевых иностранных товаров. Российские производители будут вынуждены снизить цену», – надеется Василий Узун. – В первую очередь выиграет потребитель».

Однако ситуация на российском рынке заставляет в этом сомневаться. Дело в том, что удешевление закупочных цен на B2B рынке потребитель не ощущает, увеличивающаяся разница уходит в ритейл.

Во всяком случае, продолжает эксперт, развитие данной ситуации приведет к тому, что, недополучая от средства от потребителя, предприятия будут вынуждены или работать в убыток или не работать вовсе. Расходы на поддержку АПК должны возрасти в три раз по сравнению с сегодняшним днем.

Уповать остается только на то, что условия ведения сельского хозяйства в России с течением времени будут примерно таким же как, к примеру, в Европе.

Источник: «Крестьянские ведомости»



Другие новости


Председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов вошел в Общественный совет Минсельхоза РФ Инкубатор сельских инициатив: команды развития готовы действовать

«АгроТерра» встала на путь масштабных исследований в органике В Крыму пройдет семинар-конференция «Органическое сельское хозяйство и биологизация земледелия — новые возможности»

АПХ «ЭКО-культура» вступил в Союз органического земледелия Дан старт конкурсу научных работ «БайСтади 2019»

Союз органического земледелия представил дорожную карту по развитию органического сельского хозяйства в России Мировой рынок органического сельского хозяйства достиг 90 миллиардов евро

Аграрии пополнили знания в органике Члены Союза органического земледелия  подводят итоги 2018 года и делятся планами на 2019 год