Крестьянский писатель: ушел из жизни Василий Белов
05 декабря 2012
На 81-м году жизни скончался писатель Василий Белов – один из самых видных представителей «деревенской прозы». Он родился в крестьянской семье в Вологодской области, где прожил последние полвека. В середине восьмидесятых Белов вместе с другими писателями выступил против скандального проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
Зинаида Курбатова
На 81-м году жизни скончался писатель Василий Белов – один из самых видных представителей «деревенской прозы». Он родился в крестьянской семье в Вологодской области, где прожил последние полвека. В середине восьмидесятых Белов вместе с другими писателями выступил против скандального проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию.
Номер малотиражного петрозаводского журнала «Север» в 1966 году, где напечатали повесть Василия Белова «Привычное дело», читала вся страна. Крупные столичные издания по цензурным соображениям от нее отказались. Еще бы. «Привычное дело» – о трагедии русской деревни.
Главный герой – Иван Африканович Дрынов – добрый, многодетный, безалаберный, не дурак выпить с дружками. Повесть начинается с веселых историй – заканчивается трагедией. Жена Ивана Африкановича Катерина умирает, в могилу ее сводит непосильная работа, причем сразу же после родов. У повести был эффект разорвавшейся бомбы.
«Русский народ обманут. Россия оскорблена и унижена», – заявлял сам писатель в 1989 году с трибуны II съезда народных депутатов в Москве.
Василий Белов родился в деревне Тимониха на Вологодчине в страшном 1932 году. Крестьян раскулачивают, по всей стране голод. Он с детства узнал тяжелый крестьянский труд, плотничать выучился у отца. Когда в 1943-м Ивана Белова убили на фронте, Вася с братом достроили родную избу в Тимонихе.
«Вот тебе соха, вот тебе земля, ежели к обеду полосу не вспашешь…» По повести «Плотницкие рассказы» снят телефильм с Борисом Бабочкиным в главной роли. Василий Белов написал ее в 1968-м. В центре повествования плотник Олеша Смолин, рассказывающий о своей жизни. Просто и мудро. Его собеседник Константин Зорин наделен чертами самого Белова.
Подобно своему герою, Василий Белов сумел вырваться из послевоенной деревни, где колхозники фактически были крепостными, поступил в фабрично-заводское училище. Потом была служба в армии, возвращение на Вологодчину, где он издал первые стихи.
Затем Литературный институт в Москве, всесоюзная слава. Василий Иванович пишет о деревне, ее людях, и критики причисляют его к литературному направлению «писателей-деревенщиков». Это Абрамов, Астафьев, Распутин, Шукшин. С Василием Шукшиным он особенно дружил. Еще одна тема, которая волнует Белова, – семья, разводы, пьянство, несчастные дети, которые растут в садиках и интернатах.
«Все твердят – воспитание… Будет нормальная жизнь – будет и воспитание», – был убежден писатель.
В 1979 выходит фундаментальный труд «Лад», который стал энциклопедией жизни русского Севера. Повесть «Кануны» – о раскулачивании. Эту тему писатель изучает уже как историк, а в конце 1980-х требует признать геноцид русского народа. Его выступление на II съезде народных депутатов в Москве так и осталось без ответа.
«Создали несколько комитетов, комиссий и подкомиссий, которые разрабатывали буквально все детали: сколько винтовок потребуется, сколько охраны, сколько расстрелять потребуется, сколько барж нужно и вагонов для пересылки. Речь идет о геноциде…» – заявлял в 1989 году Василий Белов.
В 80-х деревня умирает, молодежь уезжает в город, пахотные земли зарастают бурьяном. Василий Белов это тяжело переживает. Еще горше от того, что перестала существовать родная Тимониха, стала безлюдной.
Последний удар, который спровоцировал инсульт, – свои же, деревенские, разграбили, осквернили деревянную церковь, которую писатель на свои деньги воссоздал из руин. Церковь, где крестили Василия Ивановича. В последние годы Белов тяжело болел, не давал интервью, не выезжал из Вологды – только в Тимониху, без которой тосковал.
Источник: Вести.Ру